Обустройство и советы для людей которые следят за своим домом

Барокко и необарокко: как не переступить черту между роскошью и безвкусицей

Барокко и необарокко по праву считаются самыми вычурными и декоративными стилями в архитектуре и интерьере

Казалось бы, в эпоху победившего функционализма, минимализма и царящих в дизайне природных ассоциаций причудливые барочные мотивы едва ли имеют право на существование. Однако они по-прежнему находят поклонников, а некоторые даже становятся трендами. Где и при каких обстоятельствах барокко выглядит уместно в 2022 году? Рассказываем.

Барокко против реальности

Появление стиля барокко ознаменовало собой закат эпохи Возрождения. Зародившись в крупных итальянских городах во второй половине XVI века, стиль барокко охватил все сферы искусства, но ярче всего проявил себя в архитектуре и интерьерах. Такого количества декоративных элементов в жилом пространстве мир ещё не видел. 

Само слово «барокко» переводится с итальянского как «вычурный», «причудливый». Полный излишеств и хитросплетений этот стиль противостоял классицизму, рационализму и… реальности. Барокко отвергал естественную природу вещей, рассматривая её как эквивалент дикости, тяготел к эскапизму и стремился приукрашивать действительность.

Интерьеры Версаля — дворцово-паркового ансамбля в пригороде Парижа

Главными заказчиками и потребителями плодов барокко стали светские и церковные власти. В архитектуре барокко получил воплощение в грандиозных городских ансамблях, соборах, дворцах, монастырях и роскошных загородных усадьбах.

Собор Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции

Гигантизм, театральность, пышность и текучесть форм, присущие барочной архитектуре, стали революционным заявлением на фоне строгих зданий в стиле классицизм. Барокко ушло от античной гармонии, воспетой Ренессансом, к большой зрелищности, призванной поражать, вызывать эмоции и свидетельствовать о статусе. Фасады и интерьеры превратились в декорации.

Колонны, скульптуры, зеркала, сложносочиненная лепнина, богатая потолочная роспись, массивные люстры, балдахины — этот стиль, как никакой другой, боится пустоты. Утилитарность и рациональность ему безразличны, главное — декоративность и эффектность.

Орнамент на фасаде Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

Завоевав все крупные города Италии, барокко постепенно захватило Европу, пробралось в Россию и даже в Центральную и Южную Америку. 

Российской интерпретации барокко свойственны национальные особенности. Именно в нашей стране этот стиль больше всего тяготел к золоту и использованию ярких красок. Хороший пример тому Екатерининский дворец в Царском селе. Когда-то он именовался Большой Царскосельский дворец и представлял собой непритязательное двухэтажное здание авторства Иоганна Браунштейна. Архитектура дворца изменилась уже при Елизавете I, которая заказала Земцову, Трезини и Растрелли сделать из здания образец модного барокко. В результате фасад украсили лепнина, золотой орнамент, колонны и атланты. Вся это роскошь предстала в жизнерадостной цветовой гамме.

Фасады и интерьеры Екатерининского дворца в Царском селе

Больше пластика, меньше Версаля

Барокко потеряло популярность во второй половине XVIII века, и снова вернулось уже во второй половине XX в своей адаптированной к новому миру версии, получившей название «необарокко». Новый стиль из дворцов и соборов перебрался в загородные дома и городские квартиры, вследствие чему ему пришлось снизить градус торжественности.

Необарокко все так же тяготеет к детализированности, роскоши и максимализму, но, наравне с натуральными, использует доступные искусственные аналоги традиционных материалов, а иногда и ироничные средства самовыражения.

Так на барочном кресле с изогнутыми ножками может появиться синтетическая обивка, а на стенах вместо живописных панно и лепных орнаментов — виниловые обои. Люстры сохраняют традиционные дворцовые формы, но теперь могут быть выполнены не из хрусталя, а из пластика, багетные рамы — не из дерева, а из бюджетного металла, при этом в обрамлении вместо подлинника имеют право находиться репродукция или даже шуточный постер. 

Кроме того необарокко отказалось от барочной цветовой палитры, где чаще других фигурировали золотые, жёлтые, белые и лазурные краски, и стало использовать яркие и глубокие тёмные тона. Также новый стиль освоил сочетание глянцевых и матовых фактур и стал использовать больше лаконичных гладких поверхностей, миксуя их с затейливой барочной лепниной.

В нашей стране необарокко пользовалось популярностью в постперестроечные годы и снова обладало национальным колоритом: к иронии российские необарочные интерьеры не стремились, а вот роскошь достигала в них своего апогея. Как только схлынула волна евроремонтов, все их приметы объявили дурновкусием, и одной из таких стало «пластиковое» необарокко с его пристрастием к имитациям. 

Барокко, необарокко и современный интерьер

А что сегодня? Дизайнеры вдохновляются природой, в тренде ответственное потребление и функциональность. И всё это не про барокко. В то же время в моду вновь входит максимализм и изобилие декоративных элементов. На волне этой тенденции багетные рамы, массивные люстры, скульптуры и лепнина снова могут претендовать на звание трендовых элементов декора. И всё же с барокко и необарокко стоит быть осторожнее.

Если ваш выбор — традиционный дворцовый интерьер, главное помнить об уместности. Такому барокко нужен простор, высокие потолки, благоволящие дворцовому колориту архитектурные особенности зданий и серьёзный бюджет.

Если загородный дом снаружи походит на коробку, а за окнами видно, как по рельсам ползут грузовые составы, устраивать внутри «Версаль» — не самое логичное решение. То же касается типовых городских квартир. Каждый стиль хорош в своей стихии.

Если вы согласны на необарокко и экспериментальный подход к интерьеру, выбирайте смешение стилей и иронию. Подчеркнуть шуточный характер роскоши можно за счёт соседства барочных элементов с современными арт-объектами. Это могут быть всё те же юмористические постеры, современный принт на обивке барочной софы, выкрашенная в неоновый цвет скульптура и так далее. Даже обилие золота при таком подходе не будет смотреться вычурно.

Ещё один верный способ не уйти за черту безвкусицы, отказаться от клише: вместо блестящих обоев с дамаском выберите окрашенные тёмные стены или новый тренд — обои с фотореалистичным изображением лепнины, статуй и других архитектурных элементов. 

Такие интерьеры уже ближе к китчу, чем к евроремонтам, а первое слово, которое приходит на ум при взгляде на них: «смелость», а никак не «безвкусица».

 

 

 


Источник: Барокко и необарокко: как не переступить черту между роскошью и безвкусицей
Автор:
Теги: барокко безвкусица роскошь черт 2022

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства